Первые упоминания об объединениях учителей на территории Татарстана датируются 1905- 1906 годами. У истоков формирования в 1905 году легальных профсоюзов Казани стоял существовавший с 1898 года «Семейно- педагогический кружок».
Первые исторические сведения о создании профессионального союза дошли до нас только по г.Буинску.
О профессиональном движении, вспыхнувшем среди учительства города Буинска и его уезда кое-какие данные сохранились в делах Симбирского жандармского управления.
Из этих дел видно, что 4 января 1906 г. Буинске (тогда еще территория Симбирской губернии) был организован съезд учащих Буинского уезда, на котором после обстоятельного обсуждения правового и материального положения учителя, было принято решение об организации профессионального союза, общества взаимопомощи. Была создана комиссия для выработки Устава, которую возглавил М.Демьянов — воспитанник Казанского учительского института.
Задача возникшему союзу была поставлена вполне определенная – бороться всеми имеющимися в его распоряжении средствами за улучшение правового и материального положения учащих и служащих, стать для них возможной гарантией от произвола администрации.
На втором съезде учащих Буинского уезда состоявшемся 5 мая 1906 г. был принят устав ВУС, не исключая и его политической части.
На места съездом было разослано воззвание о необходимости объединения всего учительства по районам, об организации порайонных съездов и о сборе процентов отчислений в пользу союза. Воззвание подчеркивало особенную нужду в настоящее время профессионального объединения учительства уезда, в целях самообороны его от администрации, ввиду царящих всюду произвола и безобразия.
В течение года союзные организации успели глубоко внедриться во все уголки уезда, но против союза началась ожесточенная административная борьба. Начиналась обычная история: обыски, аресты, увольнения некоторых учителей и возникновение «секретной», «весьма секретной» и «совершенно секретной» переписки между Казанским, Симбирским и Самарским жандармскими управлениями и даже департаментом полиции. В результате союзная работа стала менее активной, а многие учителя поторопились выйти из союза.
Общество взаимопомощи просуществовало до 1917 года, из года в год, борясь за свое существование и за те учреждения, которые им были созданы. Очевидно, что тратилось много сил и энергии, но они не смогли привлечь в свои ряды сколько-нибудь значительных кадров народных учителей.
В июне 1918 года в Москве прошел I съезд учителей-интернационалистов, а в январе 1919 – II съезд. Выступивший на съезде В.Ленин призвал учителей стать инициаторами создания профсоюза построенного по производственному принципу и стоящего на платформе советской власти.
12 февраля года газета «Знамя большевиков» сообщила, что учителя Казани организуют свой особый профсоюз. Союз объединял всех работников сферы образования и воспитания, кто стоит на почве социалистической и школьной революции. Было также заявлено, что задачами союза являются: создание социалистической свободной трудовой школы; содействие распространению знаний и развитию классового самосознания пролетариата и крестьянства; развитие в среде деятелей народного образования и учащихся понимания классовых задач пролетариата; подготовка деятелей по народному образованию; подготовка и проведение съездов, митингов, лекций, экскурсий; организация клубов, педагогических, психологических лабораторий, широкая просветительская деятельность, а также взаимопомощь для всех членов. Во главе союза стоял комитет из 5 человек. Для вступления в члены профсоюза была необходима рекомендация двух членов союза или организации, стоящей на платформе профсоюза.
13 февраля в актовом зале университета прошел митинг школьных работников, на котором собравшимся рассказали о Всероссийском учительском союзе, о новой форме организации школьных работников, о Казанском профсоюзе работников по народному образованию и его уставе. На митинге была организована и запись в члены профсоюза.
5 марта 1919 года в помещении Педагогического музея на ул. Воздвиженской (в настоящее время — ул. Карла Маркса) состоялось общее собрание членов союза работников по народному образованию, где обсудили устав профсоюза и провели выборы в Казанский губернский Совет профсоюзов.
В июле 1919 года Казанский губернский Совет профсоюзов зарегистрировал Казанский губернский профсоюз работников просвещения и социалистической культуры. На заседании коммунистической фракции от 24 ноября 1919 года председателем профсоюза был избран З. Вигалок.
Союз принимал участие в культурно- просветительной работе всей губернии. Его члены входят в коллегии отделов народного образования, другие организации, ведущие дело просвещения. В культурной работе делался акцент на политическое самовоспитание и воспитание членов профсоюза. Для этого повсеместно создают клубы, комитеты библиотек, организуют лекции и самостоятельные курсы, пишут рефераты на политические темы; члены профсоюза принимают участие в беспартийных конференциях и т.п.
Профсоюз налаживал тесную связь с союзами коммунистической молодежи, брал на себя учет работников просвещения всей губернии и проводил их распределение.
Не оставался в стороне профсоюз и от продолжавшейся Гражданской войны. Вслед за объявлением всеобщей мобилизации членов профсоюза на фронт, правление союза поднимало вопрос о возвращении из армии части мобилизованных работников просвещения и социалистической культуры для их равномерного распределения среди городского населения и Красной Армии. В это сложное время профсоюз старался уделять внимание условиям быта и труда работников просвещения, по возможности улучшал экономическое положение через натурализацию зарплаты в качестве временной меры. Для этого перед Губнарпродкомом были поставлены вопросы о красноармейском пайке для работников просвещения и социалистической культуры, обеспечении нуждающихся квартирами, дровами, освещением. Организованы комиссии по охране труда, экономическая секция и т.п. На съездах профсоюза поднимались вопросы о выдаче работникам продовольственных карточек, проездных на съезды, собрания, об образовании взаимопомощи и многие другие.
С другой стороны предъявлялись повышенные требования и к самим работникам сферы образования и культуры. При губернской, уездных и районных отделениях союза создавались товарищеские дисциплинарные суды; члены профсоюза принимали участие в организации рабочей инспекции, воссоздавали ее ячейки на местах. В уездах, волостях, районах начиналась организация секций социального воспитания, общего образования и др. Вскоре ожидалось вхождение в союз дошкольных и внешкольных работников, а также всех технических служащих культпросветучреждений, кроме технических отделов народного образования. При губернском правлении создавались секции чувашского и марийского языков.
6 августа 1919 года при Казанском отделении союза работников просвещения и социалистической культуры была организована секция по внешкольному образованию. Первое собрание секции с участием инструкторов, внешкольных работников, заведующих клубами, преподавателей школ для взрослых, лекторов, библиотекарей состоялось в помещении городского отдела народного образования на площади Свободы.
4 декабря на заседании временного правления профсоюза работников просвещения и социалистической культуры городского района было выбрано его руководство, определены основные направления работы правления: просветительские учреждения, клуб, библиотека, материальное обеспечение членов союза, физическое развитие. Через два дня состоялось второе заседание правления, на котором принято решение об обследовании материальных нужд членов союза и проведении анкетирования, было принято положение о месткоме служащих, рассмотрен вопрос о выборах в местком.
На заседании 13 декабря 1919 года обсуждались вопросы организации при клубе хора, оркестра, драмкружка, библиотеки-читальни. Обсуждался вопрос образования комитета служащих. 20 декабря правление рассмотрело решение коммунистической фракции об организации тематических лекций и музыкальных вечеров. Далее на заседаниях временного правления решались различные организационные вопросы.
Первое заседание полноправного правления состоялось 3 января 1920 года. Рассматривались вопросы оказания помощи членам профсоюза, находящимся в тяжелом материальном положении, нуждающимся в одежде, обуви, продуктах. Правление поставило вопросы об открытии для школьных работников тифозного госпиталя, о снабжении членов союза обувью, одеждой, ненормированными продуктами. Члену правления Десницкому было поручено организовать столовую для членов профсоюза.
В числе других рассмотрены вопросы организации при союзе экономической и внешкольной секций, о выборах членов правления в расценочную комиссию, о сверхурочных работах для школьных работников.
10 января 1920 года на заседании правления З. Вигалок был освобожден от обязанностей председателя по личной просьбе из-за большой загруженности в Запасной Армии. Председателем избрали А. Барышеву. На этом же заседании рассмотрены вопросы об отчислении 10% из зарплаты членов профсоюза на нужды Красной Армии, об участии членов союза в манифестации, организации для членов союза митинга во время «Недели фронта». Параллельно с губернским центром шло становление организации на местах.
В 1919 году было организовано отделение профсоюза работников просвещения и социалистической культуры Спасского района Казанской губернии. Съезд профсоюза в кантоне прошел в октябре 1919 года. При правлении профсоюза были созданы несколько комиссий – тарифно-расценочная, экономическая, охраны труда, культурно-просветительная; дисциплинарный суд. Проводились делегатские собрания. Профсоюз участвовал в организации в Спасске клуба, в переписи населения. Союз мобилизовал 5 человек на внешкольный фронт, 20-25 человек – на продфронт. Представитель союза был в Наробразе.
В Чистопольском кантональном отделении профсоюза насчитывалось 1643 члена, из них 13% -школьные работники. Отделение объединяло 23 месткома. Представители профсоюза были во всех организациях. Профсоюз обслуживал 413 школ, 32 детских садов, 14 детских домов, народный университет, сельскохозяйственные курсы, институт народного образования, мусульманские курсы.
При правлении союза были созданы те же комиссии, что и во всех региональных отделениях организации. Женщинам-членам профсоюза, потерявшим работоспособность, выдавались ссуды. На товарищеском суде чаще других разбирались вопросы, касавшиеся нарушений профсоюзной дисциплины.
В сентябре 1919 года появилось отделение профсоюза в Лаишевском кантоне. К 1920 году в профсоюзе кантона состояло 98 человек. Профсоюз принимал активное участие в организации школы 1 и 2 ступеней для красноармейцев, устраивал лекции по профдвижению. В 1920 году состоялось три съезда профсоюза. Делегаты отмечали крайне тяжелое материальное положение работников просвещения: оклады выдаются в размере 1/3, в некоторых волостях заработную плату не получали с августа по декабрь; нет обуви, одежды, продовольственный паек начали выдавать только с декабря.
В августе 1919 года организовано отделение профсоюза в Арском кантоне, избрано правление. Созданы и действуют 15 бюро профсоюза. Правление союза разделено на отделы. Проводились кантональные съезды. Представители профсоюза были в учреждениях и организациях. Профсоюз оказывал огромную помощь фронту, проводил работу по ликвидации безграмотности. Устраивались спектакли, проводились субботники. Остронуждающимся членам профсоюза в месяц выдавали по 18 фунтов муки и 15 фунтов соли.
В Мамадышском отделение профсоюза было 400 членов. Правление избрано в количестве 7 человек. При правлении действовала экономическая секция. Профсоюз добивался обеспечения школьных работников квартирами, дровами. Учредили педагогическое общество. Устраивались концерты, спектакли, организовывались митинги. Профсоюз принимал самое активное участие ликвидации безграмотности. Часть средств (профсоюзные взносы) направлялись в кассу взаимопомощи. На Врангелевский фронт направили 9 человек, на продфронт -10.
В январе 1919 года было организовано отделение союза Бугульминского кантона, в котором состояло 110 человек, но уже к сентябрю 1920 года количество членов профсоюза увеличилось до 900. Было организовано два съезда. Обсуждались организационные вопросы, вопросы школьного строительства. Связь с волостями поддерживал разъездной инструктор.
В Бугульме создали 8 месткомов, комиссии. Все протоколы заседаний направлялись в отделение союза, где они еженедельно рассматривались. Созданная тарифная комиссия ввела премиальную систему. 7 ноября был открыт клуб. Организован кружок профессионалистов, проведены три субботника.
1 декабря 1920 года образовалось отделение профсоюза Мензелинского кантона, которое объединило 1044 человека. В отделении активно работала школьная секция. Был урегулирован вопрос о мобилизации.
В 1919 году организовано отделение союза Буинского кантона. В союзе-1000 членов. Организованы волостные ячейки, выбраны члены правления, проведено два съезда, действует экономическая секция, организован культурно-просветительский отдел. Все члены профсоюза обеспечены дровами, из центра «добыта» (именно так отмечено в протоколе съезда) мануфактура.
В Свияжском отделении-520 членов профсоюза (400 человек вступили добровольно). Организованы уездные и волостные ячейки, в правлении отделения -7 членов профсоюза. Самая работоспособная- тарифно-нормировочная комиссия. Создается коммунистическая фракция. Проводятся съезды. Профсоюз мобилизовал на командные курсы одного члена профсоюза, на продфронт- троих, на фронт- одного. Исключительно членами профсоюза проведена Всероссийская перепись.
Члены правлений и комиссий работали бесплатно. В городском отделении профсоюза состояло от 12 до 40 человек. Организованы товарищеский суд, самокурсы, проводятся спектакли, концерты. В числе задач по организации культпросветработы- организация народного университета, клуба, для членов союза- библиотек, читальных залов. В планах отделения- организация трудовой артели для обработки земли. В числе проблем названы недостаток литературы, нехватка квалифицированных кадров.
13 января 1920 года в Казани состоялось общее собрание членов профсоюза и работников социалистической культуры. На собрании избрали 35 делегатов беспартийной конференции, 5 человек – в экономическую секцию. Приняли решение о созыве 15 февраля 1920 года I губернского съезда профсоюзов.
Следует отметить, что к 1920 году в России появилось достаточное количество законодательных актов, направленных на защиту прав рабочего человека: Конституция РСФСР, Декрет «Об учреждении инспекции труда», «Положение о порядке утверждения коллективных договоров, ставках зарплаты и условиях труда», Декрет о 8-часовом рабочем дне и др. Был принят первый Кодекс Законов о труде РСФСР (КЗоТ), который закреплял все основные требования программы РСДРП в области охраны труда. Социальное обеспечение регулировалось прилагаемыми к КЗоТ «Правилами о порядке установления нетрудоспособности», «Правилами выдачи пособий трудящимся во время болезни», были разработаны «Инструкция по самодисциплине», «Инструкция о трудовой дисциплине».
Таким образом, период 1917-1919 годов представлял собой важный этап в развитии теории и практики профсоюзного движения в сфере образования, организационного становления и укрепления.
Татарская республиканская организация профсоюза работников народного образования и науки была создана 28 января 1958 года на 1-й Татарской областной конференции профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.
В 1990 году, в связи с распадом СССР, в России был образовании самостоятельный Профсоюз работников народного образования и науки. Учредительный съезд Профсоюза прошел в Москве в сентябре 1990 года. На съезде был принят Устав Профсоюза, избраны руководящие органы. Первым Председателем Профсоюза работников народного образования и науки был избран Яковлев Владимир Михайлович. С 2005 и по настоящее время Профсоюз возглавляет Меркулова Галина Ивановна.
В сентябре 1990 года на базе областной профсоюзной организации была создана республиканская профсоюзная организация работников народного образования и науки.
В настоящее время республиканская организация профсоюза объединяет 2876 первичных профсоюзных организаций, насчитывающих 206610 членов профсоюза, в том числе работающих 137767, 52653 студента, 16274 пенсионера.
Основными направлениями деятельности республиканской организации профсоюза являются: отстаивание приоритетности образования и науки, обеспечение достойного уровня жизни, социально-трудовых гарантий работникам отрасли, создание условий для повышения профессиональной квалификации работающих, обучения студенческой молодежи.
Возглавляет республиканскую профсоюзную организацию работников народного образования и науки Прохоров Юрий Петрович — «Заслуженный учитель школы РФ». «Лидер образования-2002г.»